Image Map

08.11.2015

Эдуард Асадов - поэт, который видел сердцем


Наверное, мало найдётся людей, которые не слышали имя Эдуарда Асадова. В туркменском городе Мерв (в наши дни, город Мары) 7 сентября 1923 года, родился один из великих поэтов - Эдуард Аркадьевич Асадов. Оба родителя, Аркадий Григорьевич Асадов и Асадова (в девичестве Курдова) Лидия Ивановна, работали учителями в школе.




Я родился в армянской семье в Туркестане,
Где поили в Мургабе военных коней.
Город помнит налеты ватаг Чингисхана,
Люди помнят пронзительный визг басмачей.





Когда Эдуарду исполнилось 6 лет, в дом пришла беда - умер его отец, поэтому будущий поэт с матерью перебираются в город Свердловск (ныне Екатеринбург) к деду по материнской линии. Свердловск становится второй родиной для поэта. Здесь, в возрасте 8 лет, он начинает писать свои первые стихи.

Вижу я озеро с сонной ряской,
Белоголовых кувшинок дым...
Край мой застенчивый, край уральский
Край, что не схож ни с каким другим.

Никто уж потом не предаст мечту,
И веру в светлое не забудет.
Ведь тот, кто вобрал в себя красоту,
Плохим человеком уже не будет.

На Урале появляются такие произведения, как "Поэма о первой нежности", "Свидание с детством", "Лесная река" - это всё свидетельства любви к суровой уральской природе. 
В 1939 году мать переводят на работу в Москву и у Эдуарда начинается новая жизнь, новые эмоции и новые стихи. А тем временем, приближалось время переломного момента жизни поэта. Выпускной бал у школы, в которой учился поэт, состоялся 14 июня 1941 года. Через несколько дней началась война.
22 июня Асадов вместе со своими одноклассниками пошёл проситься на фронт. Его отправили под Москву. Его назначили наводчиком орудия в 3-й дивизион 4-го гвардейского артиллерийского миномётного полка. Спустя полтора месяца интенсивного обучения, дивизион, в котором служил Асадов, был направлен под Ленинград, и стал 50-м отдельным гвардейским артминомётным дивизионом. 

«Ленинграду»:            
Не ленинградец я по рожденью.
И все же я вправе сказать вполне,
Что я - ленинградец по дымным сраженьям,
По первым окопным стихотвореньям,
По холоду, голоду, по лишеньям,
Короче: по юности, по войне!

В Синявинских топях, в боях подо Мгою,
Где снег был то в пепле, то в бурой крови,
Мы с городом жили одной судьбою,
Словно как родственники, свои.

Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали, можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться под пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно,
И лишь Ленинграда отдать нельзя!

И я его спас, навсегда, навечно:
Невка, Васильевский, Зимний дворец...
Впрочем, не я, не один, конечно. -
Его заслонил миллион сердец!

И если бы чудом вдруг разделить
На всех бойцов и на всех командиров
Дома и проулки, то, может быть,
Выйдет, что я сумел защитить
Дом. Пусть не дом, пусть одну квартиру.

Товарищ мой, друг ленинградский мой,
Как знать, но, быть может, твоя квартира
Как раз вот и есть та, спасенная мной
От смерти для самого мирного мира!

А значит, я и зимой, и летом
В проулке твоем, что шумит листвой,
На улице каждой, в городе этом
Не гость, не турист, а навеки свой.

И, всякий раз сюда приезжая,
Шагнув в толкотню, в городскую зарю,
Я, сердца взволнованный стук унимая,
С горячей нежностью говорю:

Здравствуй, по-вешнему строг и молод,
Крылья раскинувший над Невой,
Город-красавец, город-герой,
Неповторимый город!

Здравствуйте, врезанные в рассвет
Проспекты, дворцы и мосты висячие,
Здравствуй, память далеких лет,
Здравствуй, юность моя горячая!

Здравствуйте, в парках ночных соловьи
И все, с чем так радостно мне встречаться.
Здравствуйте, дорогие мои,
На всю мою жизнь дорогие мои,
Милые ленинградцы!

С весны 1943 года Асадов был переброшен на Северо-Кавказский фронт, а затем на 4-й Украинский. И сколько нервов и сил не забирала война - поэзия была его счастьем и мукой, отдыхом и трудом. Часто Эдуард пишет домой, маме.

Мама. Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет.
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не дрогну, покуда дышу.
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.

Вот так, не дрогнув, он и пошел в свой последний бой. Так уж вышло, что фронтовая судьба Эдуарда Асадова была связана с двумя городами: Ленинградом и Севастополем - двумя бастионами славы и мужества Великой Отечественной войны. Именно в боях за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года, проявив в бою редкую храбрость, самоотверженность и волю, гвардии лейтенант Эдуард Асадов был тяжело ранен и потерял зрение. Жизнь словно бы рухнула, погасла и оборвалась...

В 1946 году Эдуард поступил в Литературный институт им, Горького. 1 мая 1948 года в журнале "Огонек" состоялась первая публикация его стихов. А еще через год, его поэма "Снова в строй" была вынесена на обсуждение в Союзе писателей, где получила самое высокое признание именитых поэтов. За всё время учёбы Эдуард Асадов не получил ни одной тройки и с отличием окончил институт. Его первая книга стихов «Светлые дороги» стала пропуском в Союз писателей СССР, тогда и начались многочисленные поездки по стране, творческие встречи с читателями в десятках больших и малых городов.
Все его встречи происходили с аншлагом. На протяжении 40 лет его неизменным спутником была его жена - актриса Галина Разумовская.
Умер поэт 21 апреля 2004 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. А вот сердце своё он завещал захоронить в Севастополе, где 4 мая 1944 года он был ранен и потерял зрение.



Моторина Наталия