Image Map

03.11.2015

Говорите, я не слышу!

Обычно я втыкаю в уши наушники как только выхожу за порог квартиры. Мой мир напрямую зависит от того, какая музыка раздается в ушах. Кислотно-зеленые провода уже давно стали для меня таким же атрибутом как кошелек, куртка в мороз или зонт во время дождя. Но сегодня, захлопнув дверь, я не нащупала заветных проводов в просторном кармане. Времени возвращаться не было, да и не такой я меломан, чтобы пропускать единственную в этот утренний час электричку ради музыки. Переживу как-нибудь пару часов в тишине (однако с тишиной я не угадала). И вот время пошло. Я иду по знакомому с детства двору. Сколько звуков вокруг: сигналы машин и скрип колес с недалеко расположенной магистрали, шум телевизора, доносящийся из окон первого этажа, разговоры вечно обитающих на некрашеных предподъездных скамейках бабушек, крики детей, пытающихся поделить качели, крики птиц, которые, оказывается, уже прилетели и еще десятки простых, незатейливых звуков, давно всем знакомым и жутко приевшихся. В них нет ничего нового и необычного, каждый слышал эти звуки сотни, тысячи раз. Но только слыша всю эту окружающую тебя возню, осознаешь, что мир не заканчивается на тебе. Вокруг кипит жизнь, яркая, самобытная, независимая. А ты ежедневно так высокомерно затыкаешь уши, отмахиваясь от окружающей действительности, как от назойливой мухи. Погружаясь в самостоятельно созданный музыкальный купол, ощущаешь себя чужим и одиноким на этом празднике жизни. Идешь в одиночестве, слушаешь грустную музыку и жалуешься, что жизнь пролетает мимо. А кто в этом виноват? Окружающий мир, не сумевший вовлечь в свою жизнь одного человека? Или этот один человек, игнорирующий звуки окружающего мира? Впрочем, мы отгораживаемся не только от внешних факторов, но и от внутренних ощущений. Собственные мысли подавляются музыкой так же как и отголоски окружающей действительности. В отличие от натуральных ненавязчивых звуков, дополняющих картину восприятия мира, музыка бесцеремонно проникает в сознание, разгоняя мысли, заглушая чувства. Один навязчивый мотив стучит в голове, создавая блаженную пустоту, иллюзию отсутствия проблем и переживаний. Так плохо это или, наоборот, хорошо? Когда как. Музыка (а особенно хорошая) дает прекрасную возможность отдохнуть, приобщиться к прекрасному, бывает, даже вдохновляет. Но и здесь мне придется обратиться к самой банальной, но до сих пор не принятой человечеством истине, везде нужна мера. Конечно, если вы стремитесь соответствовать модному нынче образу социофоба, то вставляйте наушники в уши и продолжайте считать себя одиноким, не принятым миром существом. Но нормальному человеку, живущему в обществе и желающему адекватно с ним взаимодействовать, необходимо поддерживать не только зрительный, но и слуховой контакт со средой. Уши - один из пяти органов, с помощью которых мы воспринимаем этот мир. Глупо пренебрегать им, пожизненно затыкая уши наушниками. P. S. А что касается меня, как видите, вернулась домой живая, благополучно пережив пару часов слухового контакта с миром. 
Чикнаверова Елена